«Человек может развиваться только
в контакте с природой, а не вопреки ей»
(Виталий Бианки).
Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения Земли. К плохой среде обитания (загрязненные вода, воздух, продукты питания) особенно чувствительны дети. Экологические проблемы и катастрофы непосредственно связаны с образованностью населения - ее недостаточность или полное отсутствие и породили потребительское отношение к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания и мышления - единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Бережное отношение к природе должно быть нормой поведения людей любого возраста. Ребенку необходимо с ранних лет внушать, что любить природу значит творить добро, заставлять задумываться над тем, что можно сделать, чтобы наш Дом стал еще краше и богаче.
Формируя гуманное отношение к природе, мы должны исходить из того, чтобы ребенок понял: человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе - есть забота о человеке, о его будущем. То, что наносит вред природе, наносит вред и самому человеку.
Достижение определенного уровня экологического сознания детей дошкольного возраста происходит в результате серьезной воспитательно-образовательной работы, в процессе использования разнообразных форм и методов: игр, непосредственно образовательной деятельности, бесед, наблюдений, конкурсов, акций, экскурсий.
В нашем детском саду была проведена акция «Каждой пичужке - кормушка» и «Покормите птиц». С этой целью был разработан план мероприятий по данным акциям, запланировали работу с детьми, педагогами, родителями. С детьми провели непосредственно образовательную деятельность на тему: «Птицы – наши друзья», «Как мы поможем зимующим птицам», «Азбука леса», дидактические игры: «Корм для птиц», «Ухаживаем за растениями». С педагогами проведен методический час: «Мы и природа», викторины, тренинги, КВН на тему: «Экология и человек».
Организовали и работу с родителями по изготовлению кормушек, скворечников. Родители каждой группы с удовольствием приняли участие в акции, изготовили кормушки в количестве 15 штук, 3 скворечников. Был проведен совместный праздник родителей с детьми: «Наши пернатые друзья». Дети пели песни, читали стихи, отгадывали загадки, играли в народные подвижные игры. Родители принимали участие в конкурсе загадок, конкурсе примет о природе, играх - соревнованиях.
Покормите птиц
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех сторон
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо!
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Приучите птиц в мороз.
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну!
Природа вложила в каждое доброе сердце благородное чувство, в силу которого само оно не может быть счастливо, а должно искать свое счастье в других. (Иоганн Гете). Поэтому мы должны не только дать детям знания о природе, воспитать бережное отношение к ней, но и учить ориентироваться в окружающей природной среде - в нашем общем Доме - и обеспечивать свое безопасное проживание с разными соседями - животными и растениями.
|